Система классификации АСЕА
В 1991 году была создана Ассоциация производителей автомобилей Европы АСЕА (Association des Constructeurs Europeens d'Automobiles - Association of European Car Makers), которая взяла на себя функции ССМС, прекратившего свою деятельность в 1996 году. АСЕА создала новую систему классификации моторных масел, которая заменила систему ССМС. Оценка качества масел стала производиться, в основном, по европейским методам испытаний, разработанным Европейским координационным советом СЕС.
Система АСЕА действует с 1996 года, с момента опубликования документации о требованиях по качеству для европейских масел - "АСЕА ряды европейских масел" (АСЕА European Oil Sequences, FL/52/95). В этом документе указаны обязательные лабораторные и моторные испытания, контрольные показатели качества масел, которые применяются при техническом обслуживании автомобилей. В марте 1998 года было опубликовано новое издание спецификаций, которые вступили в силу с марта 1999 года. С этого времени вновь выпускаемые масла должны маркироваться со ссылкой на новые спецификации 1998 года. В апреле 2000 года планируется запретить ссылку на спецификации 1996 года.
Моторные масла разделяются на три класса:
А - класс масел для бензиновых двигателей;
В - класс масел для дизельных двигателей малой мощности (Light Duty) устанавливаемых на легковые и грузовые автомобили малой грузоподъемности;
Е - класс масел для мощных дизельных двигателей (Heavy Duty).
Уровень качества и назначение в каждом классе обозначается цифрами. Дополнительно указывается ссылка на год утверждения или изменения спецификаций (например, АСЕА Е2-96 или АСЕА Е4-99).
Требования европейских стандартов к качеству моторных масел являются более строгими, чем американских. В Европе условия эксплуатации и конструкция двигателей отличаются от американских:
- более высокой степенью форсирования и максимальными оборотами;
- меньшей массой двигателей;
- большей удельной мощностью;
- большими допустимыми скоростями передвижения;
- более тяжелыми городскими режимами.
Ввиду этих особенностей, испытания моторных масел проводятся на европейских двигателях и по методикам отличающимся от американских. Это не позволяет напрямую сравнивать уровни требований и стандартов АСЕА и API.
Европейская система классификации АСЕА предусматривает лабораторные и моторные (стендовые) испытания, при помощи которых проверяются показатели качества для обеспечения гарантированной и непрерывной смазки двигателей при любых эксплуатационных и температурных условиях с учетом особенностей в Европе. Особое внимание уделено моющим свойствам, т.к. считается, что они являются одними из основных, обеспечивающих надежную и бесперебойную работу двигателей.
Новые требования 1998-1999 годов предусматривают включение новых испытаний и ужесточение требований по результатам существовавших испытаний.
Класс масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей
категория АСЕА А1-96:
- масла предназначены для двигателей, допускающих применение масел с низкой высокотемпературной вязкостью в условиях высоких скоростей сдвига (2,9-3,5 мПа•с), благодаря чему достигается достаточно высокая степень экономии топлива; для таких двигателей масло обладает достаточно высокими противоизносными свойствами; недопустимо применение масел этой категории для двигателей требующих HTHSRV>3,5 мПа с,
- возможность применения этих масел определяется "Руководством по эксплуатации" конкретного автомобиля;
категория АСЕА А1-98:
- по сравнению с А1-96, значительно ужесточены требования к эксплуатационным параметрам; новый уровень эксплуатационных свойств позволяет использовать масла данной категории в двигателях допускающих применение масел с HTHSRV менее 3,5 мПа•с, с удлиненными интервалами замены (например, VW 503.00); в двигателях данных конструкций достигается высокая степень энергосбережения, при высоком уровне защиты от изнашивания; включено обязательное испытание на экономию топлива СЕС L-54-Т-96 (М111);
категория АСЕА А2-96:
- универсальные масла, допускаемые к применению в большинстве бензиновых двигателей при нормальных интервалах замены масла; уровень эксплуатационных свойств не обеспечивает достаточной степени защиты высокофорсированных двигателей;
категория АСЕА А2-96, выпуск 2:
- требования к качеству остались без изменений (в сравнении с АСЕА А2-96).
категория АСЕА А3-96:
- универсальные масла с высочайшими эксплуатационными свойствами для высокоэффективных мощных бензиновых двигателей; при указаниях автопроизводителей допускаются удлиненные интервалы замены, круглогодичное использование и применение в тяжелых режимах эксплуатации;
категория АСЕА А3-98:
- в дополнение к А3-96, усложнены условия прохождения высокотемпературных тестов Peugeot TU3 (CEC-L-55-T-95) и GM-Buick (Sequence IIIE).
Для всего класса А введено новое испытание на склонность к пенообразованию при 150°С.
Класс масел для дизельных двигателей легковых автомобилей
категория АСЕА В1-96:
- масла предназначены для двигателей, допускающих применение масел с низкой высокотемпературной вязкостью в условиях высоких скоростей сдвига (2,9-3,5 мПа•с), благодаря чему достигается достаточно высокая степень экономии топлива; для таких двигателей масло обладает достаточно высокими противоизносными свойствами; недопустимо применение масел этой категории для двигателей требующих HTHSRV > 3,5 мПа•с;
- возможность применения этих масел определяется "Руководством по эксплуатации" конкретного автомобиля.
категория АСЕА В1-98:
- по сравнению с В1-96, включены дополнительные проходные критерии при прохождении теста на двигателе ОМ 602А (СЕС-L-51-Т-95); включено обязательное испытание на экономию топлива М111 (FE) (СЕС-L-54-Т-96);
категория АСЕА В2-96:
- универсальные масла, допускаемые к применению в большинстве дизельных двигателей (прежде всего без непосредственного впрыска топлива) легковых автомобилей и фургонов, при нормальных интервалах замены масла; уровень эксплуатационных свойств не обеспечивает достаточной степени защиты высокофорсированных двигателей;
категория АСЕА В2-98:
- в дополнение к АСЕА В2-96, включены дополнительные проходные критерии при прохождении теста на двигателе ОМ 602А (CEC-L-51-T-95);
категория АСЕА В3-96:
- масла с высокой стабильностью свойств, предназначенные для применения в высокопроизводительных дизельных двигателях (прежде всего без непосредственного впрыска топлива) легковых автомобилей и легких фургонов; при указаниях автопроизводителей допускаются удлиненные интервалы замены, круглогодичное использование и применение в тяжелых режимах эксплуатации;
категория АСЕА В3-98:
- в дополнение к В3-96, включены дополнительные проходные критерии при прохождении теста на двигателе ОМ 602А (CEC-L-51-T-95).
категория АСЕА В4-98:
- новая категория, предназначенная для применения в дизельных двигателях с непосредственным впрыском топлива легковых автомобилей и фургонов; базовые требования совпадают с требованиями категории В2-98; дополнительно проводится испытание в четырехцилиндровом двигателе VW D1 с непосредственным впрыском топлива (СЕС-L-54-T-96) объемом 1,9 литра.
Для всего класса В введено новое испытание на склонность к пенообразованию при 150°С.
Класс масел для мощных дизельных двигателей коммерческих автомобилей
категория АСЕА Е1-96:
- масло, заменяющее ССМС D4, но более высокого качества;
- стандартное масло для мощных дизельных двигателей без турбонаддува;
- соответствуют требованиям спецификации "Mercedes-Benz" 227.1;
- с сентября 1999 года этот класс исключен из классификации;
категория АСЕА Е2-96, выпуск 3:
- новый промежуточный уровень качества, превышающий АСЕА Е1-96;
- масло категории качества SHPD;
- улучшенные противоизносные свойства, уменьшено полирование цилиндров, образование нагара и отложений (по сравнению с АСЕА Е1-96);
- соответствует требованиям спецификации "Mercedes-Benz" 228.1;
- соответствуют требованиям спецификации MAN 271;
категория АСЕА Е3-96, выпуск 3:
- масло, заменяющее ССМС D5, но более высокого качества;
- улучшенные свойства по сравнению с SHPD маслом АСЕА Е2-96;
- соответствует требованиям спецификации "Mercedes-Benz" 228.3;
- соответствуют требованиям спецификации MAN М3275;
категория АСЕА Е4-99:
- новое, наиболее совершенное масло для мощных и быстроходных дизелей Euro 1, Euro 2 и Euro 3;
- соответствуют требованиям спецификации "Mercedes-Benz" 228.5 и MAN М3277;
- масло продленного интервала замены;
категория АСЕА Е5-99:
- новое, наиболее совершенное масло, не имеющее аналогов по качеству;
- для мощных и быстроходных дизелей Euro 1, Euro 2 и Euro 3;
- отвечает требованиям не только европейских, но и американских производителей автомобилей;
- масло отличается стабильностью свойств и предназначено для продленного интервала замены;
- обеспечивает чистоту двигателя и лучше предохраняет детали от износа;
- от масла Е4 отличается соответствием новым строгим требованиям, которые предъявляются к новейшим американским дизельным двигателям.