Система классификации ILSAC, JASO, ССМС

Система классификации ILSAC 
Американская ассоциация производителей автомобилей ААМА и Японская ассоциация производителей автомобилей JAMA совместно создали Международных комитет по стандартизации и апробации моторных масел ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee). От имени этого комитета издаются стандарты качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3.

  • категория ILSAC GF-1 (устарела), полностью соответствовала требованиям качества категории API SH; вязкости SAE 0W-XX, SAE 5W-XX, SAE 10W-XX; где XX - 30, 40 ,50, 60;
  • категория ILSAC GF-2 - принята в 1996 году, должна соответствовать требованиям качества по категории API SJ, вязкости: дополнительно к GF-1 - SAE 0W-20, 5W-20;
  • категория ILSAC GF-3, проект опубликован в августе 1998 года, предполагается ввести в действие в 2001г. и будет соответствовать новой категории API Sl (PS 06).

Основные отличия масел категории ILSAC:

  • низкая вязкость - 2,6-2,9 мПа с при температуре 150°С и скорости сдвига 106 с-1
  • малая летучесть (по Нок или ASTM);
  • хорошая фильтруемость при низких температурах (испытание "General Motors");
  • низкая склонность к пенообразованию (испытание ASTM I-IV);
  • высокая стабильность к сдвигу (L-38 не менее 10 часов) (shear stability);
  • обязательная экономия топлива (испытание ASTM, Sequence VIA);
  • малое содержание фосфора (для предотвращения засорения катализатора).

Система классификации JASO 
JASO DX-1 (проект) - новая спецификация на моторные масла для высоконагруженных дизельных двигателей японских автопроизводителей, включающая процедуры испытаний применяемые в США, Европе и Японии. 
Долгое время японские OEM"s рекомендовали к применению (за пределами Японии) масла категории API CD. Однако на сегодняшний день ни одна из спецификаций API не учитывает увеличивающиеся требования к качеству моторных масел для японских дизельных двигателей с низким уровнем токсичности отработанных газов. По этой причине сперва была создана дополнительная категория API CD+, а потом - проект новой категории API PC-8, который так и не был осуществлен. Японская организация автомобильных стандартов (JASO) приняла решение о создании собственной спецификации на моторные масла для дизельных двигателей японского производства. Необходимость в отдельной спецификации объясняется несколькими причинами: 
Первая - это высокая степень износа деталей клапанного механизма, при применении масел с большим содержанием дисперсантов (особенно в маслах API CG-4). Для измерения защиты от износа, планируется проводить испытания на типичном японском двигателе Mitsubishi 4D34T. 
Вторая - высокотемпературные отложения на поршнях. Как правило, верхнее кольцо в современных японских двигателях располагается ниже, чем в европейских и североамериканских, в результате чего максимальные температуры в зоне верхних поршневых колец существенно ниже. Для максимального соответствия реальным температурным условиям, измерения отложений на поршне планируется проводить на двигателе Nissan TD-25. 
Третьей основной причиной для принятия новой спецификации является все большее распространение японских двигателей с системой повторного сжигания отработанных газов - exhaust gas recirculation (EGR). EGR способствует увеличению количества кислот сгорания, что может значительно усилить коррозионый износ. По этой причине в спецификации JASO DX-1, вероятно, будут включены требования по минимальному значения TBN (не менее 10 по методу ASTM D 4739, что приблизительно равно 11-12 TBN по методу ASTM D 2896). 

Система классификации ССМС 
Комитет производителей автомобилей Европейского Общего Рынка - ССМС (Commitee of Common Market Automobile Constructiors) был основан в 1972 году. В 1975 году ССМС опубликовал требования к качеству моторных масел применяемых в двигателях европейской сборки. Первые спецификации имели много общего с американскими спецификациями API и MIL. До 1996 года качество европейских моторныз масел регламентировалось спецификацией ССМС - "ССМС ряды европейских масел, применяемых для сервисного обслуживания" (CCMC European Oil Sequences for Service-Fill Oils). Последнее издание этой спецификации появилось в апреле 1991 года под номерами FL/19/91, Fl20/91. В 1991 году спецификация была переработана с учетом новых требований по продлению интервалов замены масла и требований по увеличению термической и окислительной стабильности, ввиду применения новых составов топлива и ужесточения эксплуатационных условий работы новейших двигателей. 
Все это привело к введению дополнительных спецификаций:

  • ССМС G4, CCMC G5;
  • CCMC D4, CCMC D4;
  • CCMC PD2.

Спецификация ССМС G4:

  • с 1989 года заместила спецификацию ССМС G2;
  • масла нормальной вязкости SAE 10W-XX, SAE 15W-XX и SAE 20W-XX;
  • более высокие требования к качеству, чем по спецификации API SG, особенно по степени износа клапанных коромысел и по склонности к образованию высокотемпературных отложений;
  • ужесточены требования к противокислительной стабильности, шламообразованию и износу деталей двигателя.

Спецификация CCMC G5:

  • с 1989 года заместила спецификацию CCMC G3;
  • маловязкие легкотекучие масла SAE 5W-XX и SAE 10W-XX;
  • более высокие требования к качеству, чем по спецификации API SG, особенно по степени износа клапанных коромысел и по склонности к образованию высокотемпературных отложений;
  • по сравнению с CCMC G4 ужесточены требования к противоокислительной стабильности, моющим и противоизносным свойствам.

Спецификация CCMC PD2:

  • с 1989 года заместила спецификацию CCMC PD1;
  • ужесточены требования к залеганию (закоксовыванию) поршневых колец и степени износа коромысел клапанов.

Спецификация CCMC D4:

  • с 1989 года заместила спецификацию CCMC D2;
  • масла предназначены для мощных двигателей коммерческих автомобилей, работающих в условиях больших нагрузок;
  • более высокие эксплуатационные требования, чем у CCMC D2, особенно по износу стенок цилиндров и коромысел клапанов;
  • уменьшенный выброс сажи.

Спецификация CCMC D5:

  • с 1989 года заместила спецификацию CCMC D3;
  • масла предназначены для мощных высокоскоростных двигателей коммерческих автомобилей магистрального типа, работающих в тяжелых условиях;
  • продленный интервал замена масел;
  • более высокие эксплуатационные требования, чем CCMC D3, особенно по полированию стенок цилиндров;
  • уменьшенный износ коромысел клапанов;
  • уменьшенный выброс сажи;
  • соответствует спецификациям на масла SHPD.

Прежние спецификации системы CCMC соответствовали следующим американским спецификациям и стандартам: 
- CCMC G1 - соответствовала API SE; 
- CCMC G2 - соответствовала API SF; 
- CCMC G3 - маловязкие всесезонные масла, превышающие требования API SF; 
- CCMC РD1 - соответствовала API CD/SE; 
- CCMC D1 - соответствовала спецификации MIL-L-46152 A; 
- CCMC D2 - соответствовала спецификации MIL-L-2104 C; 
- CCMC D3 - масла SHPD для европейских мощных и высокоскоростных дизельных двигателей. 
Система классификации ССМС действовала до конца 1995 года.