Система классификации ILSAC, JASO, ССМС
Система классификации ILSAC
Американская ассоциация производителей автомобилей ААМА и Японская ассоциация производителей автомобилей JAMA совместно создали Международных комитет по стандартизации и апробации моторных масел ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee). От имени этого комитета издаются стандарты качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3.
- категория ILSAC GF-1 (устарела), полностью соответствовала требованиям качества категории API SH; вязкости SAE 0W-XX, SAE 5W-XX, SAE 10W-XX; где XX - 30, 40 ,50, 60;
- категория ILSAC GF-2 - принята в 1996 году, должна соответствовать требованиям качества по категории API SJ, вязкости: дополнительно к GF-1 - SAE 0W-20, 5W-20;
- категория ILSAC GF-3, проект опубликован в августе 1998 года, предполагается ввести в действие в 2001г. и будет соответствовать новой категории API Sl (PS 06).
Основные отличия масел категории ILSAC:
- низкая вязкость - 2,6-2,9 мПа с при температуре 150°С и скорости сдвига 106 с-1
- малая летучесть (по Нок или ASTM);
- хорошая фильтруемость при низких температурах (испытание "General Motors");
- низкая склонность к пенообразованию (испытание ASTM I-IV);
- высокая стабильность к сдвигу (L-38 не менее 10 часов) (shear stability);
- обязательная экономия топлива (испытание ASTM, Sequence VIA);
- малое содержание фосфора (для предотвращения засорения катализатора).
Система классификации JASO
JASO DX-1 (проект) - новая спецификация на моторные масла для высоконагруженных дизельных двигателей японских автопроизводителей, включающая процедуры испытаний применяемые в США, Европе и Японии.
Долгое время японские OEM"s рекомендовали к применению (за пределами Японии) масла категории API CD. Однако на сегодняшний день ни одна из спецификаций API не учитывает увеличивающиеся требования к качеству моторных масел для японских дизельных двигателей с низким уровнем токсичности отработанных газов. По этой причине сперва была создана дополнительная категория API CD+, а потом - проект новой категории API PC-8, который так и не был осуществлен. Японская организация автомобильных стандартов (JASO) приняла решение о создании собственной спецификации на моторные масла для дизельных двигателей японского производства. Необходимость в отдельной спецификации объясняется несколькими причинами:
Первая - это высокая степень износа деталей клапанного механизма, при применении масел с большим содержанием дисперсантов (особенно в маслах API CG-4). Для измерения защиты от износа, планируется проводить испытания на типичном японском двигателе Mitsubishi 4D34T.
Вторая - высокотемпературные отложения на поршнях. Как правило, верхнее кольцо в современных японских двигателях располагается ниже, чем в европейских и североамериканских, в результате чего максимальные температуры в зоне верхних поршневых колец существенно ниже. Для максимального соответствия реальным температурным условиям, измерения отложений на поршне планируется проводить на двигателе Nissan TD-25.
Третьей основной причиной для принятия новой спецификации является все большее распространение японских двигателей с системой повторного сжигания отработанных газов - exhaust gas recirculation (EGR). EGR способствует увеличению количества кислот сгорания, что может значительно усилить коррозионый износ. По этой причине в спецификации JASO DX-1, вероятно, будут включены требования по минимальному значения TBN (не менее 10 по методу ASTM D 4739, что приблизительно равно 11-12 TBN по методу ASTM D 2896).
Система классификации ССМС
Комитет производителей автомобилей Европейского Общего Рынка - ССМС (Commitee of Common Market Automobile Constructiors) был основан в 1972 году. В 1975 году ССМС опубликовал требования к качеству моторных масел применяемых в двигателях европейской сборки. Первые спецификации имели много общего с американскими спецификациями API и MIL. До 1996 года качество европейских моторныз масел регламентировалось спецификацией ССМС - "ССМС ряды европейских масел, применяемых для сервисного обслуживания" (CCMC European Oil Sequences for Service-Fill Oils). Последнее издание этой спецификации появилось в апреле 1991 года под номерами FL/19/91, Fl20/91. В 1991 году спецификация была переработана с учетом новых требований по продлению интервалов замены масла и требований по увеличению термической и окислительной стабильности, ввиду применения новых составов топлива и ужесточения эксплуатационных условий работы новейших двигателей.
Все это привело к введению дополнительных спецификаций:
- ССМС G4, CCMC G5;
- CCMC D4, CCMC D4;
- CCMC PD2.
Спецификация ССМС G4:
- с 1989 года заместила спецификацию ССМС G2;
- масла нормальной вязкости SAE 10W-XX, SAE 15W-XX и SAE 20W-XX;
- более высокие требования к качеству, чем по спецификации API SG, особенно по степени износа клапанных коромысел и по склонности к образованию высокотемпературных отложений;
- ужесточены требования к противокислительной стабильности, шламообразованию и износу деталей двигателя.
Спецификация CCMC G5:
- с 1989 года заместила спецификацию CCMC G3;
- маловязкие легкотекучие масла SAE 5W-XX и SAE 10W-XX;
- более высокие требования к качеству, чем по спецификации API SG, особенно по степени износа клапанных коромысел и по склонности к образованию высокотемпературных отложений;
- по сравнению с CCMC G4 ужесточены требования к противоокислительной стабильности, моющим и противоизносным свойствам.
Спецификация CCMC PD2:
- с 1989 года заместила спецификацию CCMC PD1;
- ужесточены требования к залеганию (закоксовыванию) поршневых колец и степени износа коромысел клапанов.
Спецификация CCMC D4:
- с 1989 года заместила спецификацию CCMC D2;
- масла предназначены для мощных двигателей коммерческих автомобилей, работающих в условиях больших нагрузок;
- более высокие эксплуатационные требования, чем у CCMC D2, особенно по износу стенок цилиндров и коромысел клапанов;
- уменьшенный выброс сажи.
Спецификация CCMC D5:
- с 1989 года заместила спецификацию CCMC D3;
- масла предназначены для мощных высокоскоростных двигателей коммерческих автомобилей магистрального типа, работающих в тяжелых условиях;
- продленный интервал замена масел;
- более высокие эксплуатационные требования, чем CCMC D3, особенно по полированию стенок цилиндров;
- уменьшенный износ коромысел клапанов;
- уменьшенный выброс сажи;
- соответствует спецификациям на масла SHPD.
Прежние спецификации системы CCMC соответствовали следующим американским спецификациям и стандартам:
- CCMC G1 - соответствовала API SE;
- CCMC G2 - соответствовала API SF;
- CCMC G3 - маловязкие всесезонные масла, превышающие требования API SF;
- CCMC РD1 - соответствовала API CD/SE;
- CCMC D1 - соответствовала спецификации MIL-L-46152 A;
- CCMC D2 - соответствовала спецификации MIL-L-2104 C;
- CCMC D3 - масла SHPD для европейских мощных и высокоскоростных дизельных двигателей.
Система классификации ССМС действовала до конца 1995 года.